Господарь Штефан чел Маре Ștefan cel Mare și Sfânt

DSCN0722

«Молдавский господарь Штефан чел Маре  – особая личность в нашей истории», — говорил мне известный историк Демир Драгнев, экс -директор института истории Академии наук Молдовы.

Сте́фан III Вели́кий Ștefan cel Mare și Sfânt вступил на престол 12 апреля 1457 года. Страна пребывала на грани разделения между группировками бояр, ориентирующимся на Венгрию и Польшу. За год до того Молдова заплатила первую дань Турции. Живя у своего двоюродного брата Влада Цепеша в Тырговиште, столице Валахии, Штефан стал свидетелем картины: молдавский боярин Миху привез Порте первую дань, горечь увиденного надолго отравила ему душу…

Петру Панаитеску Petre P. Panaitescu, крупный румынский историк, знаток средневековья, в монографии «Штефан чел Маре – Попытка характеристики» назвал Молдову страной, где мудрость правила волей. Штефан чел Маре, писал Панаитеску, не пошел ни за Дунай, ни за горную гряду, чтобы завоевать чужие страны; максимально использовал те возможности, которые предоставляла ему земля родной страны, в особенности – кодры. «Имея творческий ум, он заселил и укрепил страну, умел застать врага врасплох, обладал талантом незаурядного дипломата. Был человеком земли и рода своего. Не раз проявлял умением выстоять, на троне господаря продержался почти полвека благодаря твердости, хитрости, мудрости». 47 лет он правил, воевал и укреплял страну, строя крепости, города и церкви во благо последующих веков. След великого Штефана запечатлен на молдавской земле, подобно печати на древней грамоте.

MD-2004-100lei-Ștefan-b

Считается, что Сте́фан III Вели́кий родился в 1434 году, в нижней части Молдавского княжества, близ села Борзэшть. Мать его звали Олтя. С монашеским постригом она приняла имя Мария. Штефан был сыном господаря Богдана, одного из сыновей Александра Доброго. Господарь восходил на трон милостью Божьей, и иметь в роду отпрыска княжеской крови почиталось за честь.  Каждый его ребенок имел равные права на престол: в Молдове, как и в Византии, отсутствовало право мажората – преимущество старшего сына.

Отца Штефан лишился в 1451 году. Богдана в борьбе за трон убил на свадьбе в селе Реусень монах Петру Водэ Арон, сводный брат Богдана, ставший вскоре господарем Молдовы. 17-летнего Штефана и его двоюродного брата Влада Цепеша предупредили, что Богдан убит, и надо скрыться. Отпрысков королевских кровей приютил правитель Трансильвании Янку де Хунедоара. Воевода Хунедоара прославился победами над турками.

Взяв в 1456 году Белград, он устроил пышный праздник, по окончании которого воины должны были двинуться на взятие Константинополя. Но во время гуляний Янку заразился чумой и скончался. Правители разных стран считали, что с Хунедоарой «погас свет мира».
Штефан и Влад Цепеш, как и Матей Корвин, сын Хунедоары, состояли пажами при его дворе и прилежно учились военному искусству. Влад Цепеш, вскоре занявший трон господаря валашского княжества, снабдил Штефана войском. И будущий господарь отомстил за убийство отца. Разбив при Дожешть и Орбике войска Петру Арона, он обезглавил коварного родственника и вошел в Сучаву, стольный град Молдовы. 12 апреля 1457 года бояре во главе с митрополитом Теоктистом установили на поле, названном Dreptate  трон. Сына Богдана усадили на трон и митрополит возложил на его голову корону правителя Молдовы.

Coroana_lui_Ştefan_cel_Mare

Известно, что Штефан возвел 44 церкви и монастыря, выверенных в едином архитектурном стиле, для постройки которых требовалось немало средств. И они у господаря были — при Штефане страна достигла экономического подъема.
Через Молдову пролегал знаменитый «молдавский торговый путь» — часть крупной континентальной коммуникационной артерии. Таможни, рынки и иностранные торговые дома приносили Штефану чел Маре огромные прибыли. Молдавский господарь  отстаивал свое право на портовые крепости Килию и Четатя Албэ (теперь Белгород-Днестровск), куда заходили корабли с восточными пряностями, тканями и фруктами. Самый процветающий и людный порт Четатя Албэ даже имел собственную монету.

200px-StefanCelMareSeal

Штефан, отмечали летописцы, ни на день не расставался с мечом. Победы господарю во многом снискали воины особого «селянского» войска. Все пустующие земли числились за двором, и государь заселял их воинами-земледельцами. Даже из-за границы прибывали колонисты на поселение. «Очевидно, — высказывает предположение современный историк, — что Штефан, не уверенный в собственных боярах, поставил перед собой хорошо продуманную задачу – произвести колонизацию в рамках проводимой им социальной политики, и это, быть может, явилось самым значительным его деянием по консолидации страны на века».

Демир Драгнев убежден, что оценивать поступки средневековых правителей с точки зрения современной этики наивно и крайне неправильно. Как бы там ни было, душа господаря боялась гнева Божьего за жестокие расправы с противниками. Поэтому церковь занимала в душе Штефана столько же места, сколько и военные походы. После сражений, писали летописцы, господарь постился, жил на хлебе и воде и возводил церкви. На одной из миниатюр Штефан изображен коленопреклоненным во время молитвы, в смиренной позе глубоко верующего христианина.

Stefan_cel_Mare_-_Tablou_Votiv_-_Sf_Nicolaie_Domnesc

Некоторые историки пытались представить Штефана безграмотным правителем. В качестве довода они приводили факт, что не найдено ни одной собственноручной подписи господаря Штефана чел Маре. Но в средние века существовало разделение труда: летописец писал, воин – сражался. Документы Штефана обычно начинались с фразы: «Господарь велел, логофет наставлял, писарь написал». Подписывать документы господари стали только в конце 16-го века с легкой руки Иоанна Воды чел Кумплита, который занимался коммерцией и не брезговал ставить собственноручно подпись.

Штефан инициировал создание первых молдавских летописей. До него при монастырях существовали лишь поминальники. Когда Болгария и Сербия оказались под властью турок, то в Молдавию перебрались лучшие славянские книжники. По велению Штефана они создали первую биографию господаря — «Сказание о молдавских господарях», в которой главным действующим лицом являлся Штефан чел Маре. И Молдове родилось особое письмо «молдавский устав», которое считается вершиной славянской рукописной книги. Когда первопечатник Иван Федоров из Московского княжества создавал типографию, он за образец письменности взял именно «молдавский устав».

Stamp_of_Moldova_md008st

Многие правители той эпохи старались упрочить свое положение брачным союзом с принцессами католической веры. Но Штефан не отошел от православия. Первую жену, киевлянку Евдокию Олелкович он выбрал по любви. Миниатюрная синеглазая блондинка, родственница русского царя, литовского князя и польского короля запала в душу сурового воина. Но семейному счастью господарь радовался недолго. Когда в 1467 году Штефан праздновал победу при Бае над венгерским королем Матиашем Корвином, господарю Молдовы сообщили о смерти жены Евдокии.
Овдовевший Штефан создал новый союз с Марией Мангопской, княжной из Крымского княжества. В то время Крым состоял из греческих городов-колоний, имевших статус мелких королевств. Королевством Мангоп правил Александр, родственник византийских императоров Палеологов.

Во время войны с валашским господарем Раду – Водэ Штефан взял в заложницы его жену и малолетнюю дочь Марию Войкица. Мария Мангопская с горечью стала замечать, как чары юной тезки овладевают ее супругом. Летописи сохранили рассказы о переживаниях жены господаря, которая вскоре неожиданно умерла. Вдовец вступил в третий брак с подросшей Войкицей. От этого союза родился мальчик Богдан -Влад. Штефан рассчитывал, что сын молдавского господаря и валашской княгини займет трон Валахии. Поэтому дал ему второе, валашское имя. Однако незадолго до смерти Штефан убедил бояр принести клятву верности наследнику и короновал Богдана господарем Молдовы.

Во время сражения при Кили в 1462 году Штефан получил ранение в ногу. С возрастом к хромоте добавилась еще и подагра. Недуг буквально обездвижил господаря. В 1497 году на сражение у Кодру Козминулуй Штефана везли в санях. При дворе господаря Молдовы одни светила врачебного искусства сменяли других. Врачи из Германии предложили Штефану прижигать язвы на ногах каленым железом. 70-летний больной согласился на мучительную процедуру, но умер от болевого шока. Великого Штефана не стало 2 июля 1504 года в стольном граде Сучаве.

Перед уходом в вечность он, похоже, принял монашеский постриг. Предположение возникло при открытии гробницы господаря. Штефан лежал без гроба, на кирпичах и железной подставке, с крестом и в одежде монаха. Могила Штефана чел Маре находится в монастыре Путна, который он сам и построил. Мраморное надгробие Штефан заказал еще при жизни. Но когда господаря похоронили, никто не посмел выбить на камне дату его смерти.

stefan

4 ответ. на "Господарь Штефан чел Маре Ștefan cel Mare și Sfânt"

Оставьте комментарий